Замена тормозной жидкости – пожалуй, один из важнейших этапов технического обслуживания любого автомобиля. Прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса – как поменять тормозную жидкость, определимся с тем, для чего это вообще нужно делать?
Для чего требуется замена ТЖ
Любые технические жидкости, которые применяются в автомобиле, со временем теряют свои эксплуатационные свойства, а, следовательно, нуждаются в своевременной замене.
Основные причины замены ТЖ
Основных причин замены жидкости на самом деле не так уж и много, и мы рассмотрим их все.
- При обнаружении неисправностей тормозной системы, в случае частичного или полного протекания ТЖ. В данном случае перед заменой жидкости в обязательном порядке проводится полная диагностика системы. В дальнейшем контроль над уровнем ТЖ в системе должен быть постоянным.
- При смешивании разных тормозных жидкостей. В целом допускается смешивание тормозных жидкостей только в случае соответствия состава жидкости и модели двигателя автомобиля. Категорически не допускается смешивание жидкостей с разным составом, например, жидкости на силиконовой и гликолевой основе.
- Из-за повышенных гигроскопичных (влаговпитывающих) свойств жидкости. Тормозная система автомобиля не защищает тормозную жидкость от возможного попадания воздуха и влаги из внешней среды. В свою очередь чрезмерное количество влаги уменьшает температуру кипения ТЖ, вследствие чего резко падает качество самой жидкости. Для того чтобы отслеживать качество жидкости, используйте специальный тестер, приобретенный на СТО или в специализированных автомагазинах.
Тестер ТЖ точно измеряет температуру кипения, выдавая следующие показатели:
- ниже 165 С˚ — жидкость требует замены;
- 165 – 175 С˚ — допускается использование при условии, что жидкость эксплуатируется менее 2 лет. В противном случае требуется замена;
- от 175 С˚ и выше – жидкость не требует замены и является наиболее эффективной
Периодичность замены ТЖ
Важно знать, что периодичность замены жидкости (ТЖ) определяется маркой и моделью автомобиля, и указывается в Руководстве по эксплуатации автомобилем. В среднем тормозная жидкость должна меняться раз в 18-24 месяца или же каждые 40-45 тыс. км пробега автомобиля.
Инструкция по замене ТЖ
Итак, мы дошли до самого интересного – процесса замены тормозной жидкости. Поменять жидкость можно самостоятельно, строго придерживаясь инструкции в технологической карте автомобиля, а можно обратиться на СТО и доверить этот процесс мастеру, заплатив определенную сумму.
Мы предлагаем вам научиться самостоятельно менять ТЖ, тем более что ничего сложного в этом нет.
В Руководстве по эксплуатации содержится информация о схеме тормозной системы вашего автомобиля. Их может быть только две – диагональная и параллельная схемы.
Внимание! Замена жидкости осуществляется строго поочередно в каждом из контуров и начинается с заднего колеса (правого), которое максимально удалено от главного цилиндра тормозной системы.
Диагональная схема: правое заднее колесо — левое переднее колесо – левое заднее колесо — правое переднее колесо.
Параллельная схема: правое заднее колесо – левое заднее колесо – правое переднее колесо – левое переднее колесо.
Замена ТЖ проводится при снятых колесах на эстакаде или смотровой яме. Если снять колеса невозможно, тогда допускается использование домкрата при поочередном снятии колес.
- На главном цилиндре откручиваем крышку бака. Под поплавок подкладываем кусок отреза ткани, чтобы не протекла жидкость.
- Тщательно очищаем выпускной клапан на заднем тормозном устройстве, расположенном справа. Для этого необходимо снять защитный резиновый наконечник с клапана. Для прочистки можно использовать пластиковый шланг (диаметром 4-6 мм) и любую емкость (пластиковую бутылку или банку). Один конец шланга навинчиваем на штуцер, другой в подготовленную емкость.
- На этом этапе советуем привлечь помощника, поскольку необходимо сделать прокачку тормозов следующим образом: нажимать на педаль 5-6 раз с интервалом в две секунды, после последнего нажатия педаль зажимаем.
- Выкручиваем клапан выпускной на пол оборота, после чего тормозная жидкость потечет по шлангу в подготовленную емкость. Когда вытечет вся жидкость, закручиваем клапан.
- Далее проверяем уровень ТЖ в цилиндре, она не должна опускаться ниже установленного Min уровня. Пункты 3-4 повторяем, пока из системы не потечет чистая ТЖ. Проделывая эти шаги, не забываем контролировать уровень жидкости, если нужно, доливаем ее.
- Все описанные действия необходимо произвести и с противоположным тормозным блоком. Затем переходим на следующую пару тормозной системы, строго соблюдая последовательность проверки, о которой мы написали выше.
- Как только процесс замены жидкости будет окончен, завершающим этапом будет являться прокачка тормозов, для определения эффективности работы системы. При многократном нажатии тормозной педали, оцениваем, насколько ход педали движется плавно и равномерно. Жесткий или слишком мягкий ход свидетельствует о том, что в системе есть воздух, который нужно удалить.
- В завершении в бак заливаем новую тормозную жидкость до максимально установленного уровня (как правило, объем ТЖ может составить от 750 до 1500 мл). После заливки новой жидкости, закручиваем все защитные колпачки и клапаны обратно.
Пошаговый процесс замены ТЖ в вашем автомобиле завершен. И напоследок видео: