Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Туризм и путешествия

Платные автодороги можно назвать обычным явлением во множестве стран в течение уже нескольких десятков лет. Однако в РФ их пока немного. И, пожалуй, более половины водителей нашей страны пока ни разу не ездили по такой дороге. Но со временем количество и протяжённость подобных трасс будут расти. Попробуем разобраться, как правильно ездить по платным автодорогам, не переплачивая зря и не получая штраф.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Как устроена платная автодорога

На разных платных дорогах действуют разные системы оплаты. На некоторых — взимается фиксированная плата. Т. е. водитель платит в момент въезда, ему выдаётся чек с въездным талоном либо картой. А уже на выезде с платного отрезка дороги плата не взимается. На других платных трассах размер платы определяется расстоянием, которое прошёл по такой дороге конкретный водитель. Там всё происходит в противоположном порядке — при въезде водителю выдаётся въездной талон, а на выезде он показывает кассиру данный талон и платит, после чего кассир ему выдаёт чек.

В пункте оплаты на въезде либо выезде обычно находятся несколько постов с кассирами. Подъезжайте к тому посту, где можно провести оплату и картой, и наличными, чтобы расплачиваться тем способом, который удобен Вам.

Обычно законодательство разделяет владельцев платных дорог и операторов, которые их обслуживают. Но бывает, что это так наз. аффилированные компании, существующие на прибыль от использования своих трасс водителями. Платную автодорогу разделяют на участки, а стоимость проезда по каждому из них не всегда пропорциональна его протяжённости. Наиболее часто применяют сложную тарифную сетку с изменяющимся размером оплаты. Последний зависит не только от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток и разновидности транспорта. С большегрузных авто взимается более значительная плата, чем с легковых. В случае, когда нужно проехать по платному мосту, путепроводу либо тоннелю, водители в основном покупают билеты по фиксированной цене, не подразумевающей учёт количества км.

Если произошло ДТП, водитель на платной дороге должен действовать практически так же, как и на обычной, а именно: связаться с оперативными службами и страховой фирмой и выполнить их указания. Однако на платной дороге есть дополнительная возможность оповестить о случившейся неприятности службу аварийных инспекторов, которые работают именно на этой автодороге. Необходим звонок на короткий номер, а в разговоре потребуется описать, что конкретно произошло. Желательно узнавать заранее этот номер, поскольку на каждой платной дороге он свой. Обычно его можно увидеть на таблицах, которые расставлены вдоль всего пути.

Обязанность такого инспектора заключается в немедленном вызове (в случае реальной необходимости) ГИБДД, полиции либо МЧС. Сам инспектор может оказать помощь при эвакуации авто с трассы к съезду либо на отводную часть дороги. Также инспекторы имеют запас топлива для экстренных случаев, чтобы водитель смог доехать до ближайшей АЗС.

В чём заключаются плюсы платных дорог

Любая платная автотрасса — альтернатива имеющимся бесплатным дорогам. Зачем нужна такая альтернатива? Старые дороги бывают слишком узкими, извилистыми, порой проходят через огромное количество населённых пунктов, также на них может находиться множество светофоров, ж/д переездов, тоннелей и участков со скоростными ограничениями. Соответственно, поездка по такой дороге может получиться очень долгой и дискомфортной, а реконструкция этой самой дороги обойдётся слишком дорого. В такой ситуации разработкой и постройкой новой дороги могут заниматься частные подрядчики.

В зависимости от уровня власти, принимающей решение о строительстве платной дороги, определяется и статус последней. Платные трассы бывают региональными, федеральными, муниципальными и даже районными. Концессионер, берущийся строить «платку», берёт землю в аренду либо выкупает её целиком, затем приступает к строительству. Платную трассу делают обычно более качественной по сравнению с альтернативной бесплатной — на первой более безопасные условия поездки, можно развивать более высокую скорость, а на переезд тратится меньше времени, чем заняла бы поездка по бесплатной автодороге. Иначе в строительстве платной дороги смысла нет.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Оплата платной дороги

Проезд на большей части платных автодорог в РФ оплачивается наличными, картами банков, через бесконтактные платежи и с помощью транспондера. Однако до начала движения по конкретной дороге лучше выяснить все её нюансы. К примеру, на ЦКАД доступна плата за проезд уже после его окончания и выезда с дороги (это можно сделать на портале оператора ЦКАДа — фирмы Автодор). Заплатить в этом случае потребуется в пределах 5-и суток с момента выезда, иначе назначается штраф.

Однако наиболее распространена оплата в пунктах контроля платных дорог, где стоят турникеты, терминалы и шлагбаумы. В этом случае оплата возможна в 2-х вариантах:

  • Послеоплата. На въезде на платную дорогу водитель берёт в терминале билет. Он должен хранить этот билет до момента выезда с этой автодороги. На выезде данный документ водитель предъявляет кассиру, который определяет число преодолённых водителем км по этой трассе. Потом кассир называет сумму оплаты. После её внесения поднимается шлагбаум и водитель едет дальше.
  • Предоплата. Такой способ используют на тех платных дорогах, где имеет место фиксированная длина платного отрезка. В такой ситуации размер платы известен изначально. К примеру, это платные мосты. Водитель оплачивает фиксированную сумму в момент въезда, получает от кассира чек и едет дальше. После проезда через мост он едет дальше по бесплатной дороге. Бывает, что такая система инверти­рована — въехать можно свободно (что указывается на информационной таблице), а при выезде взимается плата.

Чаще всего на турникетах контрольного пункта доступны разные варианты оплаты на выбор. Они перечислены на информационных табличках, расположенных над этими пунктами. Терминалы для водителей большегрузных машин нередко располагаются отдельно с той целью, чтобы было удобнее платить — терминалы для водителей грузовиков находятся выше, чем для водителей легковых авто и мотоциклистов.

Рекомендуется заранее выбрать нужный терминал и занять ведущую к нему полосу на КПП. При большом количестве машин не следует становиться близко к едущему впереди авто — иначе можно помешать другим участникам движения оплатить дорогу, если вдруг у них возникнут сложности с оплатой. Лучше встать поодаль, а в случае чего — передвинуться к другому терминалу, не создавая никому проблем.

Способы оплаты проезда в 2022

Доступна оплата наличными, картой банка и транспондером. На ЦКАД возможна послеоплата проезда через сайт «Автодора» — в этом случае её нужно внести не позднее, чем через 5 суток с момента выезда с ЦКАД.

На платной автодороге установлены контрольные пункты. На них расположены турникеты, терминалы и шлагбаумы. Доступны предоплата и послеоплата.

Для послеоплаты необходимо, въезжая на платный участок, взять талон в терминале, а в момент выезда с автодороги кассир рассчитает сумму оплаты, учитывая преодолённое расстояние, а также категорию транспорта.

При предоплате взимается фиксированная сумма за проезд, известная изначально. К примеру, если нужно проехать через платный мост. В такой ситуации необходима оплата в момент въезда. Внеся её, водитель получает чек и едет дальше. Иногда в таких ситуациях плату берут не в момент въезда, а в момент выезда.

Заплатить с использованием турникета можно несколькими способами. Они указываются на специальных таблицах возле въезда. От водителя требуется заблаговременно выбрать терминал и занять необходимую полосу.

На ЦКАД доступен так наз. безбарьерный способ оплатить проезд. Это означает, что автомобиль проезжает специальную рамку, фиксирующую въезд, не останавливаясь, а потом происходит списание оплаты с транспондера, либо же после идентификации государственного номера авто (если у него именно государственный номер) водитель оплачивает проезд через портал «Автодор» в течение 5-и дней.

Принцип работы транспондера

Транспондер — самый простой вариант оплаты. Но его выгодно использовать только тем, кто довольно часто ездит по платным автодорогам. Ведь прибор под названием «транспондер» стоит 1 000 — 3 000 р. После покупки нужно зарегистрировать его, указав свой номер телефона (для получения уведомлений) и пройдя процедуру регистрации на портале оператора либо в приложении оператора на мобильном устройстве, создав там свой кабинет. К зарегистрированному транспондеру будет привязан счёт для внесения денег тем путём, который удобен Вам. Во время езды по платной автодороге происходит автоматическое списание оплаты с этого счёта. Останавливаться при этом нигде не потребуется.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Транспондер представляет собой устройство для передачи и приёма сигналов, которые идут от пунктов оплаты. Посредством электронного обмена данными списываются финансы с привязанного к конкретному транспондеру счёта в качестве оплаты проезда по дороге. Процесс автоматизирован на 100%.

Владелец транспондера T-pass может пользоваться каскадными скидками 10-40% (размер определяется длиной конкретного маршрута). С другими видами транспондера тоже предоставляется 10%-я скидка. Но для её получения нужно, чтобы баланс во время движения по платной дороге был не нулевым.

Оплата проезда без транспондера возможна такими способами:

  • через сайт «Автодора»;
  • в приложении для смартфонов «Автодор»;
  • через Сбербанк онлайн;
  • в терминале «Элекснет»;
  • в центре обслуживания.

Виды транспондеров

Различают не персонифицированные и персонифицированные устройства. Различие между ними состоит в уровне идентификации владельца. Персонифицированный прибор привязан к определённому водителю через его паспортные данные. Не персонифицированный — представляет собой анонимное устройство, не содержащее личную информацию о своём обладателе.

Оба вида транспондера дают стандартную скидку на оплату проезда. Однако идентифицированные пользователи обладают более широкими возможностями — участие в программах лояльности, накопление бонусов, использование приложения и личного кабинета с сохранёнными данными о каждой поездке и каждом списании со счёта.

С учётом конкретной дороги, по которой запланирован проезд, можно выбрать самый выгодный вариант транспондера. Их всего 4.

T-Pass

Подходит для следующих платных дорог РФ — М4, М3, участки М11, ЦКАД. С 2.08.2021 скидки по этому транспондеру действуют исключительно на ЦКАД. А вот на 3-х остальных трассах тариф приравняли к оплате посредством наличных. Однако и сегодня можно использовать бонусы, начисляемые с помощью программы лояльности и дающие скидку 3-15%. Цена такого транспондера — минимум 1 500 р.

ЗСД

Действует только на «Западном скоростном диаметре» (сокращённо — ЗСД) в Петербурге. Скидка — до 50%, можно подключить льготные опции тарифа. Цена — минимум 1 000 р.

«15–58»

Действует только на участке дороги М11 с 15-го по 58-й км на маршруте «Москва — Шереметьево — Солнечногорск». Возможно подключение абонементов для поездок на работу либо дачу. Возможна аренда такого транспондера по цене 50 р. в месяц, но тогда необходим 1-й взнос — минимум 1 000 р.

«Главная дорога»

Действует только на участке М1 «Северный обход Одинцово» или «Беларусь». Даёт постоянную скидку 5%. Сам прибор при получении бесплатный, однако для его активации необходимо пополнение баланса минимум на 1 000 р. Ежемесячно за пользование таким транспондером взимается плата 50 р.

Раньше каждый из перечисленных видов транспондера действовал исключительно на «своей» автодороге. Однако в 2017-м операторы пришли к договору о так наз. интероперабельности — возможности использования каждого вида прибора на любой из перечисленных дорог. Эту услугу может активировать любой зарегистрированный владелец транспондера, подключив в своём кабинете. Так что нет необходимости покупать прибор для каждой отдельной платной трассы. Причём при проезде по любой дороге со «сторонним» транспондером даже сохраняется скидочная система (хотя используется минимальный её вариант). А вот бонусы и система лояльности недоступны в случае проезда с транспондером, который выпущен не тем оператором, которому принадлежит конкретная дорога.

Установка транспондера

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Транспондер устанавливается на внутреннюю сторону переднего автостекла. Мотоциклисты прикрепляют этот прибор к руке с помощью креплений, входящих в его комплект. В легковых авто транспондер располагается возле зеркала заднего вида, чуть позади него. Это место, как правило, выделено перфорированной тонировкой автопроизводителя. Наиболее актуально это для автостекла, имеющего многослойное покрытие либо нити электрического обогрева. У такого автомобиля в других местах автостекло попросту не пропустит сигналы, с помощью которых происходит оплата транспондером.

Алгоритм установки.

  1. Поверхность автостекла нужно очистить, обезжирить и высушить.
  2. Затем на эту поверхность устанавливается транспондер. С этой целью нужно предварительно снять защитную плёнку с крепления этого прибора.
  3. Кронштейн с клеевой основой прикладывают к автостеклу, слегка надавливают и держат 10 секунд, после которых транспондер готов к использованию.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Как пополнить баланс транспондера

Разные операторы подразумевают разные условия внесения денег на привязанный к транспондеру счёт. Но, как правило, этот счёт можно пополнить такими путями:

  • на партнёрских АЗС;
  • в центрах обслуживания;
  • через терминалы;
  • в личном кабинете через приложение оператора платной дороги;
  • интернет-банкинг;
  • SMS.

Чтобы поддерживать положительный баланс, посредством банковского приложения подключают услугу автопополнения. Некоторые транспондеры могут доходить до отрицательного баланса. Во избежание штрафа средства нужно возместить в определённый срок.

Критерии выбора

Помимо различий в тарификации у разных операторов, у них также разные программы лояльности, бонусы и другие нюансы.

Обычно у конкретного оператора самые низкие цены именно на его участках платных дорог. Чтобы определить наиболее выгодный транспондер, нужно внимательно провести анализ маршрутов, которые часто проезжаете именно Вы.

Во избежание ошибок следует также изучить расценки и описания на сайтах разных эмитентов транспондеров, в т. ч. цены на услугу интероперабельности.

Где лучше купить транспондер

Купить этот прибор Вы можете, посетив реальную точку продажи либо заказав в онлайн-магазине. Полные перечни реальных точек торговли содержатся на сайтах компаний-эмитентов.

  • T-Pass — в офисах эмитента на дороге М4, в официальном интернет-магазине, на партнёрских АЗС.
  • «15–58» — в пункте оплаты «Москва» на 21-м км дороги М-11, на 7-м км от МКАД.
  • «ЗСД» — в петербургском офисе на ул. Планерная, д. 18, к. 2.

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Системы оплаты проезда на дороге

Есть 2 типа оплаты — закрытый и открытый.

Закрытый тип

Подразумевает плату за количество пройдённых км: в момент въезда на платную дорогу следует взять талон в пункте пропуска. В момент выезда нужно предъявить этот талон и заплатить. Плата возможна за каждый отдельный проезд (наличными либо посредством карты), также есть возможность приобрести «абонемент».

Открытый тип

Въезд на платную дорогу и выезд с неё не ограничены. О платном проезде говорят специальные указатели. На такой автодороге может быть лишь 1 пункт оплаты. Иногда он находится на въезде, иногда — на выезде либо даже где-то посредине платного участка. Размер оплаты в таком случае, как правило, фиксированный.

Что делать, если оказался на платной дороге по ошибке

Платная автодорога всегда имеет какую-либо бесплатную альтер­нативу. Так что никакая бесплатная трасса не может вдруг стать платной. О приближении к платной дороге водителей обязательно должна предупреждать табличка «Платные услуги», которая сочетается, к примеру, со знаком «Авто­магистраль». Также информацию о платной автодороге необходимо чётко дублировать на указателях.

Однако представим, что Вы всё же на что-то отвлеклись либо перепутали развязки и знаки на незнакомой автодороге, а в итоге подъехали близко к пункту въезда на платную трассу. В такой ситуации паника только навредит. Не стоит останавливаться на «аварийке» перед таким пунктом либо ехать задним ходом несколько км для возвращения на бесплатную автодорогу. Ведь оба указанных действия противоречат ПДД.

Нужно сориентироваться, имеется ли между Вами и въездным пунктом парковочное место. В большинстве случаев таковые есть недалеко от пункта въезда. Нужно оставить там своё авто (либо мотоцикл), найти сотрудников пункта въезда и рассказать им о своей ситуации. Если паркинга поблизости всё же нет, нужно занять полосу, ведущую к месту, где осуществляется оплата в наличной форме. Подъехав к такому месту, следует сказать кассиру, что Вы сюда попали по ошибке. Сотрудник пункта, скорее всего, не раз уже сталки­вался с такими случаями, так что должен помочь найти выход.

Ещё один (более неприятный) вариант — приехать к пункту въезда и таки взять на нём билет либо оплатить проезд. Потом въехать на платный участок, добраться до развязки, на ней развер­нуться и вернуться на бесплатную автодорогу через тот же пункт, в котором Вы въезжали. Этот порядок действий подразумевает расставание с некоторой суммой денег. Можно воспринимать это как расплату за свою невниматель­ность на дороге. Однако, если стоимость проезда не так уж велика — возможно, проще всё же ехать дальше по платной трассе. Возможно, она Вам понравится, Вы оцените её преимущества перед бесплатной и поменяете своё мнение.

Штраф за неоплаченную платную дорогу

Штраф за неоплаченный проезд по платной автодороге назначается спустя 5 суток с момента выезда из неё.

Для водителя легкового авто либо мотоциклиста сумма такого административного штрафа — 1 500 р. Для водителей грузовых машин и автобусов — 5 000 р. Повторное привлечение к ответственности, если такое нарушение было зафиксировано видеокамерой 2 либо больше раз в течение 1 суток, исключено. Штраф назначается по ст. 12.21.4 КоАП.

При этом водитель имеет шанс избежать штрафа, если он оплатит проезд по платной трассе на протяжении 20-и дней.

В случае же сноса водителем шлагбаума в пункте въезда либо выезда либо самовольного подъёма шлагбаума вручную с повреждением подъёмного механизма произошедшее расценивается как ДТП. Соответственно, уехавший водитель считается покинувшим место ДТП. В этом случае ему грозит ответственность также по ч. 2 ст. 12.27 КоАП — лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет либо арест на срок до 15-и суток.

Платные дороги России и цена проезда по ним

Платные дороги: цены, правила и оплата в 2022

Способы оплаты проезда по такой автодороге и максимальная стоимость проезда утверждаются Прави­тельством РФ. Цену 1 км пути, рассчиты­ваемую с учётом категории авто, содержит Постанов­ление номер 47 от 30.01.2016. Причём в тексте этого Постановления уточняется, что допустим рост этой цены с ростом индекса цен.

Также согласно законодательству на любой платной дороге проезд является бесплатным для автомобилей специаль­ных служб, общественного транспорта (однако к последнему в данном случае не относятся такси, а также автобусы между­народные и междугородние), а также авто­мобилей Почты России. Любой владелец платной трассы по закону имеет право также предоставлять бесплатный либо льготный проезд по своей дороге каким-либо ещё категориям водителей и транспорта.

На сегодня (2022 год) в РФ суммарная протяжённость автодорог общего пользо­вания составляет около 1 500 000 км. Из них платными являются лишь около 1 500 км. Рассмотрим наиболее востребованные из них и цены на проезд по ним (для легковых машин при оплате в наличном виде и без скидок).

M11 «Нева»

Длина дороги — 610 км. Крайние точки — МКАД и петер­бургская КАД. Цена — до 2 415 р.

М4

Плата взимается на 6-и отрезках этой дороги, суммарная длина которых составляет 844 км. Они проходят через Московскую, Липецкую, Тульскую, Воронежскую, Ростовскую обл. и Красно­дарский край. Цена — до 1 640 р.

ЦКАД

Центральная кольцевая автодорога, позволяет объехать агломерацию Москвы. Цена — до 1 600 р.

ЗСД (Западный скоростной диаметр)

Шоссе без единого светофора, которое пере­секает Петер­бург с севера на юг. Крайние точки — Морской порт и дорога «Скандинавия». Длина — всего 46,6 км. Цена — до 750 р.

М1 «Беларусь»

Платный отрезок, огибающий подмосковный г. Одинцово. Длина — 20 км. Цена — до 400 р.

М3 «Украина»

Длина участка — 70 км (крайние точки — 124-й и 194-й км), проходит в Калужской обл. Цена — до 150 р.

Платные участки в Псковской области

Недалеко от эстонской, латвийской и белорусской границ. Суммарная длина — 226 км. Цена — до 300 р.

Платные участки в Удмуртии

Платными здесь являются мосты через р. Буй и Кама, а также участок дороги, которая ведёт от Ижевска к Башкирии. Суммарная длина — 15 км. Цена — до 450 р.

Путепровод в Рязани

Связывает рязанские микро­районы Дашково-Песочня и Соколовка. Цена — 25 р.

Объезд платных участков

Рассмотрим, как объехать (и избежать необходимости оплаты) 2 платных дорожных участка на автотрассе М4, находящиеся между Ростовской обл. и Краснодаром.

1-й пункт оплаты за участок от 1 119-го до 1 195-го км

1-й пункт расположен рядом со ст. Павловской, перед развилкой на Краснодар и Тихорецк. Для легковой машины цена составляет 140 р. в дневное время (с 7 утра до 00:00) и 100 р. — в ночное (с 00:00 до 7 утра). Для объезда этого платного участка нужно повернуть вправо, не доехав 25 км до вышеупомянутой развилки. Поворачивать необходимо под знаком, указывающим на ст. Октябрьская.

После проезда этой станицы Вы въедете на 2-полосную дорогу. Её состояние вполне приличное. Она связывает ст. Павловскую и Октябрьскую. Потом, проехав Павловскую, Вы снова вернётесь на М4, избежав платного участка.

2-й пункт оплаты за участок от 1 195-го до 1 319-го км

Он находится между ст. Ирклиевская и Старолеушковская. Цена для легковой машины — 200 р. в дневное время (с 7 утра до 00:00) и 150 р. — в ночное (с 00:00 до 7 утра). После возвращения на М4 после вышеописанного объезда 1-го платного участка уже через 10 км потребуется вновь повернуть вправо. Причём поворачивать потребуется снова под указателем на Октябрьскую (только это будет уже другая Октябрьская).

1-й км этой объездной автодороги пребывает не в блестящем состоянии, однако и не в критичном. Затем предстоит проезжать 3 станицы — Октябрьская, Ленинодар и Средний Челбас. Потом начнётся хорошая автодорога. По ней нужно проехать селение Бейсужок, после чего идёт дорога до ст. Березанская, а там опять можно выехать на М4.

Оцените статью
Autodromo - автомобильный портал
Добавить комментарий

Adblock
detector