Вы здесь

Посетителей выставки «Автомобильная и тракторная промышленность СССР», проходившей летом 1950 года в Москве, ожидал сюрприз. Перед ними предстал красавец ГАЗ-12 ЗиМ. Это был семиместный представительский седан. Новую машину совершенно заслуженно можно было назвать достижением советского автопрома. Купить ретро авто можно на сайте Автоклассика.

Этим она была обязана своим создателям и среди них в первую очередь главному конструктору завода Андрею Александровичу Липгарту. Перед ним была поставлена очень сложная задача. Всего за 29 месяцев нужно было спроектировать новую модель, которая должна была занять промежуточное положение между "Победой" и ЗиС. Понимая насколько это трудно, даже заместитель министра автомобильной промышленности Гарбузов предлагал пойти путем наименьшего сопротивления. Просто скопировать американский "Бьюик" 1948 модельного года. Липгарт от этого отказался, но с заданием справился точно в срок. И при этом создал машину, которая могла похвастаться весьма оригинальными техническими решениями.

Самым революционным решением, примененным в конструкции этого автомобиля, был несущий кузов. Конечно, сам по себе несущий кузов для того времени уже не был чем-то уникальным. Но не для такого большого автомобиля, каким был ЗиМ. В те годы это был единственный в мире автомобиль, в котором колесная база 3200 мм и три ряда сидений в салоне сочетались с несущим кузовом! Длина седана составляла 5530 мм, ширина и высота - 1900 мм и 1660 мм соответственно.

Под капотом ЗиМ стояла рядная "шестерка", которая представляла собой несколько модернизированную версию двигателя, устанавливавшегося на грузовики ГАЗ-51. Мотор форсировали до мощности 90 л.с. при 3600 об/мин. Этого было достаточно для того, чтобы разогнать седан массой 1940 кг от 0 до 100 км/час за 37 сек. Максимальная скорость составляла 120 км/час. Для начала 50-х это вполне приличные показатели.

Трансмиссия устанавливалась 3-ступенчатая с гидромуфтой. О последней нужно сказать особо. ЗиМ был первым отечественным автомобилем, получившим гидравлическую муфту. Она обеспечивала плавность трогания с места и делала более комфортным управление автомобилем.

Всего за период с 1950 по 1960 год из заводских ворот вышло 21527 ЗиМ.

В основном их комфортом могла наслаждаться советская номенклатура. Но удивителен тот факт, что в отличие от других представительских автомобилей ЗиМ поступали и в открытую продажу. Правда, мало кому из советских людей они были по карману. За ЗиМ нужно было выложить 40000 рублей - фантастическую по тем временам сумму. Так что ЗиМ в то время относился к тем редким товарам, очередей за которыми не наблюдалось. Для сравнения, за "Победу" просили 16000 рублей, за "Москвич" - 9000 рублей.

В конце хотелось бы внести ясность в некоторую путаницу с названием этого автомобиля. Изначально машина называлась просто ЗиМ. Что расшифровывается как Завод имени Молотова. Обозначение ГАЗ-12 использовалось только среди работников автозавода. Но, когда Молотов оказался в опале, название ГАЗ-12 стало основным.

Сегодня ГАЗ-12 ЗиМ - признанная классика отечественного автомобилестроения. И трудно будет найти любителя ретро автомобилей, который не мечтал бы иметь в своем гараже этот автомобиль.

Упоминаемые марки автомобилей

2016 — 2020 © Автодромо

Яндекс.Метрика