Вы здесь

«Ведра», «унитазы», «телеги» — острословы не стесняются в подборе обидных прозвищ для самых дешевых седанов в России. Предлагаем сменить сарказм на объективность: для тысяч людей простенькие Lada и Datsun ценой в начальных комплектациях меньше полумиллиона рублей — единственный шанс обрести собственный автомобиль. Новый, с технической и юридической гарантией, без риска, связанного с подбором машины на вторичке.

«Гранта» вообще стала народной: в прошлом году доступная «Лада» разошлась солидным тиражом 106 000 штук, а с начала 2019-го удерживает звание самой популярной модели в России. Успехи «Датсуна» в разы скромнее — седан on-DO не входит по продажам даже в ТОП-25 нашего рынка. Это ли не сигнал к действиям? Однако, подтянуть решили вовсе не клон «Лады», а оригинальную «Гранту». Опознать рестайлинговый вариант легко по физиономии X-face, знакомой по «Весте», ну а Datsun словно законсервировали — он вне времени.

Один трясется, другой не заводится. Но оба пахнут

Тяжелый химический аромат оседает в легких, наши деды, помнится, называли это явление «запахом нового автомобиля». Под сброс газа с тоской воет пятиступенчатая механическая коробка передач — знакомая еще со времен «восьмерок» вазовская болячка. И вообще каждое действие водителя машины комментируют: то реле звонко щелкнет под панелью, то хрустнет что-то в ногах или скрипнет жалобно. Довольно быстро приходит понимание: внутри этой железной коробки ты един с нею, а заодно и со всем миром, который отчетливо молотит камешками по аркам и шумит за окном, словно стекол в проемах нет вовсе. В этом смысле Lada и Datsun похожи, хотя on-DO за счет породистых нешиповок Michelin X-Ice («Гранту» обули в Nokian Nordman RS2) шуршит покрышками чуть тише. После рестайлинга Granta обрела улучшенную аэродинамику, но ветер об этом, видимо, не знает — все также гудит над ухом.

Хотя больше напрягла даже не аскетичность седанов (другого от самых дешевых машин на рынке не ждешь), а небрежное исполнение в духе «и так сойдет». Granta будто приехала на тест сразу после ресурсных испытаний на брусчатке. Иначе как объяснить, что на свежем автомобиле бренчит подвеска, скрипит разболтанный пластик интерьера и заедает механизм продольной регулировки водительского кресла? Очевидна проблема с балансировкой колес — на скорости около 100 км/ч шины словно превращаются в квадратные, хотя это косяк, скорее, не завода, а дилера, выполнявшего переобувку. Заморская эмблема на руле on-DO сработала оберегом покруче иконок — псевдояпонский седан собран тщательнее, на погремушку не похож. Зато с ним обнаружилась проблема посерьезнее. Регулярно двигатель запускался неуверенно, лишь со второй попытки, а на холодную расстраивал характерным свистом ремня (или ролика) привода навесных агрегатов. И если «Гранта» с точно таким же 1,6-литровым 16-клапанником на 106 сил порадовала средним расходом порядка 6,5-7 л/100 км, то «Датсун» меньше восьми есть отказывался. При этом заправляли машину только на фирменных АЗС предписанным (и для «Лады», кстати, тоже) 95-м бензином. Но on-DO делал вид, что так и надо — лампа check engine не вспыхивала, прочих тревожных сигналов электроника тоже не подавала. Ну, кто сейчас вспомнил анекдот о проклятом месте?

Динамика есть, «шумки» бы добавить

Обидно за «Датсун», ведь в остальном мотор ВАЗ-21127 обоим бюджетным седанам подходит хорошо. Уверенно тянет снизу, после 3000 оборотов демонстрирует подхват вплоть до отсечки — ущербным или медлительным такой двигатель точно не назовешь. Машины легко держатся в потоке, когда надо — готовы бодро ускориться. И смена передач особой сноровки не требует: пусть образцовой четкости механика не показывает, но и шерудить рычагом в попытках забить его в нужный паз тоже не надо. Сцепление понятное, усилия адекватные — в пробках не устаешь. Правда, чтобы выжать из «Гранты» и on-DO заявленные 10,5 с до «сотни» (по максимальной скорости, к слову, тоже паритет — 184 км/ч), придется вытерпеть лютый моторный ор, ведь обещанные 106 л.с. и 148 Н∙м лежат наверху — в диапазоне 4200 — 5800 об/мин.

По причине акустического дискомфорта быстрее 100-110 км/ч ехать не хочется, да и болтанка усиливается. Седаны нервно реагируют на боковой ветер, продавленные в асфальте колеи, вяло держат траекторию — при таком раскладе система стабилизации не выглядит лишней. А Lada вдобавок расстроила настройками электроусилителя и тормозами. Усилие на руле плавает даже на прямой — вроде держишь «баранку» ровно, а на ней то густо, то пусто, словно колеса на лед попадают. Уверенности это не добавляет, равно как нелинейное замедление: фрикционные накладки будто маслом испачкали, отчего колодки временами проскальзывают по дискам и барабанам. Пассажиры кивают головами в такт рывкам, репутация водителя под угрозой... Странно, до рестайлинга за «Грантой» такого не замечали — снова дефект конкретной машины? Зато по колдобинам дешевые автомобили дубасят по-раллийному, не снижая хода. Передние стойки «МакФерсон», задняя упругая балка уверенно растворяют удары даже от таких ям, которые заставляют соседей по потоку осаживать до пешеходной скорости. Только с колесами повнимательнее, в дорогих версиях Datsun и Lada носят не особо бюджетные шины размерности 185/55 R15.

На креслах посидел — как вахту отстоял

Granta внутри оформлена наряднее, старомодной вазовской фурнитуры в ней меньше. Трехцветная ткань сидений с затейливым орнаментом смотрится дороже и веселее, чем датсуновские 50 оттенков серого. Приборную доску оживляют апельсиновые акценты, а центральную консоль — X-образный хромированный декор дефлекторов вентиляции, перекликающийся с основной темой экстерьера. Соперник отвечает разве что подслеповатым на солнце сенсорным экраном со встроенной навигацией — для «Лады» такая медиасистема теперь не предлагается в принципе. Но если вам не глядеть, а ездить, то on-DO понравится больше. Незатейливые циферблаты проще считывать беглым взглядом, температура двигателя всегда перед глазами (причем яркость подсветки регулируется), управление бортовым компьютером и круизом вынесено на удобный пульт правого подрулевого переключателя. В «Гранте» передняя панель увенчана лотком с крышкой вроде того, куда водилы маршруток сбрасывают мелочь, есть двухуровневый бардачок с подсветкой, зато у «Датсуна» грамотнее сделаны внутренние дверные ручки.

Общая беда «Лады» и почти «японца» — издевательское отношение к людским спинам. Ладно рули только по высоте регулируются — можно приспособиться, настоящий ад — это кресла, с которых хочется поскорее сбежать, как с раскаленной сковородки (обогрев, впрочем, тоже жарит как надо — это уже плюс). Пережившим на таких пыточных стульях путешествие хотя бы на дачу, надо по мотоциклетной аналогии присваивать титул «железная задница». Причем на обновленной «Гранте» сиденья хуже: сильнее давят в поясницу, заставляя тело принимать неестественное положение, и сами по себе толще. А ведь на втором ряду и без того дефицит пространства, чтобы тратить его на размещение массивной «мебели». Скажем строже — задний диван в обоих седанах тесный, даже пассажирам среднего роста трудно здесь разместиться с минимальным комфортом. А уж дополнительных удобств нет вообще — ни карманов в дверях, ни банального подлокотника. Спасибо хотя бы за потолочные поручни с крючками для одежды.

Расчет, видимо, на то, что лучше ехать на боковушке плацкарта у туалета, чем ждать следующего поезда. Поэтому комфорт пассажиров отчасти принесен в жертву еще и грузовым возможностям. Багажники громадные: влезет недельный запас продуктов из супермаркета французского и разборная мебель из магазина шведского. Причем Datsun чуть вместительнее (530 л против 520) за счет удлиненного заднего свеса. Но зато «Гранту» предлагают и в более практичных кузовах лифтбек и универсал.

Неожиданный итог

В опросе, который мы запустили в анонсе этого сравнительного теста, читатели уверенно предрекли победу «Гранте» — за «Датсун» отдали в два раза меньше голосов. Вроде бы логично: зачем переплачивать за якобы японский седан, когда по сути тот же автомобиль продают хоть немного дешевле, тем более после обновления? Рестайлинг действительно сделал «Ладу» симпатичнее. Но, как видите, и консервативный On-DO до сих пор имеет свои плюсы, причем весомые.

Поэтому исход сражения зависит от задач. Когда свербит от желания купить «просто колеса» — недорогой, по возможности не убогий по дизайну, экономичный в содержании автомобиль — берите «Гранту». Ищете неброскую, но предельно функциональную машину, а от всяких лифтбеков да универсалов воротит — вперед за «Датсуном», у которого помимо перечисленных опций найдется еще датчик света, круиз-контроль, ограничитель скорости. Только будьте готовы вслед за иномарочным имиджем раскошелиться и на «иностранный» сервис.

Источник: auto.mail.ru

2016 — 2019 © Автодромо

Яндекс.Метрика